Почему Господь учил притчами?

Опубликованно 29 September 2024 г.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно зайти издалека.

Для начала разберёмся, что же такое притчи?

ПРИТЧИ – краткие поучения, высказанные в образной, иносказательной форме. Притча может использоваться в качестве иллюстрации духовной истины, для раскрытия требований нравственного характера.

Притча как форма передачи знания, откровения часто достигает большего результата, чем просто изложенная мысль, потому что является конкретным и ярким рассказом, почерпнутым из жизни.

ПРИМЕР

Что прихожане ярче всего помнят из священнической проповеди?

Когда мы начинаем расспрашивать их об этом, то оказывается, что из всего изобилия информации они не запоминают почти ничего. Людям очень сложно воспринимать приведённые из Писания цитаты или прямые слова святых отцов, а вот разобранные жизненные примеры приведенные в контексте конкретной темы, остаются надолго в их сознании.

Поэтому Христос общаясь с простыми людьми чаще всего (но отнюдь не всегда) говорил притчами.

Например для женщин была более близка притча о потерянной драхме, т.к. в сознании домохозяйки это будет очень ярким и понятным примером, для рыбаков же более понятна будет притча о том, как бросили сеть и т.д.

Святитель Иоанн Златоуст также подчёркивает это в своих трудах:

«…говорит Он притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти, и представить предмет нагляднее».

Но почему Христос объясняет смысл своих притчей лишь апостолам?

После прочтения стиха:

Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все (Мк 4:34).

У многих складывается неправильное мнение, что Христос делит людей на тех, кто спасётся и тех, кто не предопределены к спасению (кальвинистское толкование).

Но, если обратить внимание на реакцию фарисеев, которые после произнесения Иисусом притчи о злых виноградарях «старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу» (Мк. 12:12), становится абсолютно понятно, что люди понимали скрытые смыслы притчей.

Но, сам образ Иисуса, Его проповедь и Его Чудеса оказывали разное действие на людей: у одних они укрепляли веру, у других, напротив, вызывали презрение и ненависть.

Многие исследователи подчеркивают, что большое количество слушателей Христа, в том числе Его враги, понимали смысл Его притчей, но не были готовы следовать им.

Поэтому результатом проповеди Христа становится не только прозрение тех, кто раньше не видел, но и ослепление тех, кто считал себя видевшим.

Важно понимать, что данный результат показывает, что каждый человек сам в своей жизни делает выбор, и не существует предопределенности. Он проистекает из того, что одни откликаются на проповедь, а другие нет, одни с верой приходят к Спасителю, ища духовного прозрения, другие, подобно фарисеям и книжникам, затыкают уши и смыкают очи.

Из Священного Писания мы видим, кому Господь открывает знание и подлинное понимание Его слов. Апостолам, которые все оставили и последовали за Ним.

Так и слово Божие открывается тем, кто все оставил и последовал за Христом. Это и является ключом к пониманию Божественного учения - жизнь во Христе.
Протоиерей Иоанн Бухарев объясняет ещё одну причину:

«потому что ученики, общаясь постоянно с Господом, были уже более способны понимать учение Его, чем простой народ–им уже дано было, как сказал им Сам Господь, знать тайны царствия Божия (Мф. 13:11). С другой же стороны, так как Апостолы и сами скоро должны были сделаться учителями вселенной; то и необходимо было для Господа особенно приготовлять их к сему делу– объяснять им наедине то, что говорилось народу притчами».

Мне лично очень откликается толкование блаженного Феофилакта Болгарского

«Ученикам спросившим Его наедине, говорит: "вам дано знать тайны". Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: "ищите,– сказано, – и дастся вам" (Мф. 7:7), а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного.

…Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! "Своими глазами смотрят"- это от Бога "и не видят" - это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, "так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют", чтобы хотя поэтому обратились и исправились».