Смысл и значение Преображения Господня
Опубликованно 19 August 2024 г.
Преображение Господне — двунадесятый праздник Православной Церкви, установленный в память о том, как Иисус Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор и преобразился перед ними, явил им Свою Божественность.
Понять духовный смысл и значение праздника Преображения Господня нам помогают гомилии святых отцов Церкви.
Чтобы разобраться в этом следует ответить на 2 основных вопроса:
➖кто и почему стал свидетелем Преображения Христа на горе Фавор?
➖и в чем духовный смысл события?
В поиске ответа на 1 вопрос следует обратиться к святоотеческому наследию.
Святитель Иоанн Златоуст прочеркивает неслучайность того, что очевидцами этого чудесного события были именно пророк Моисей и пророк Илия:
«…причиной избрания этих мужей была самая их добродетель, которой Он преимущественно требовал от учеников. Так как Христос всегда учил: если кто хочет идти за Мною возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24), то Он теперь и выводит на середину тех, которые тысячу раз умирали за славу Божью и за вверенный им народ.
… Христос беседует с Моисеем и Илией и для того, чтобы побудить учеников Своих подражать их любви к своему народу, их постоянству и твердости, чтобы они были кротки, как Моисей, ревностны, как Илия, и равно попечительны. В самом деле, один из них три года сносил голод для иудейского народа, а другой говорит: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32, 32). Обо всем этом Христос и напоминал ученикам явлением Моисея и Илии. И во славе Он вывел их не только для того, чтобы ученики были таковыми, но и превосходили их».
☕️Но почему именно Петр, Иаков и Иоанн?
В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин писал:
«Петра [Он взял], желая показать, что свидетельство того, как истинное, Сыном засвидетельствованное, подтверждается свидетельством Отца, и уверяя его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство и что Петр как председатель получит бразды всей Церкви.
Иакова [Он взял], ибо тому предстояло прежде всех учеников умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (ср.: Мк. 10, 39).
Иоанна же [Он взял] как девственный и чистейший инструмент богословия, дабы тот, узрев вневременную славу Сына Божия, возгремел (отчего он и назван сыном грома (см.: Мк. 3, 17)) следующие слова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1)».
Святитель Иоанн Златоуст в своих трудах замечает:
«потому, что они превосходили прочих: Петр сильной любовью к Иисусу, Иоанн — особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков — ответом, который он дал вместе с братом своим: можем испить чашу (см.: Мф. 20, 22), и не одним ответом, но и делами — как другими, так и теми, которыми он оправдал свои слова. И действительно, он был так неприязнен и ненавистен для иудеев, что и Ирод умерщвлением его думал сделать великий подарок иудеям».
Теперь перейдём к Духовным причинам Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Православное богословие видит в этом событии в первую очередь прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того - видит преображенное состояние христиан при конце мира.
В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.
Преподобный Ефрем Сирин раскрывает ещё несколько важных моментов :
«Возвел их на гору, чтобы показать им, что Он — Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство нерастленным. Ибо там, где хочет этого Бог, побеждается чин естества […].
Возвел их на гору, чтобы показать им славу Божества и дать им знать, что Он — Искупитель Израиля, как объявил через пророков, и чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека и не разумели, что Он — Бог. Знали Его как сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им разуметь, что Он — Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог.
Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но — по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.
Возвел их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, не как нуждавшийся в славе, но что прежде веков принадлежала Ему слава с Отцом и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Мя… славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин. 17, 5) […].
В том восшествии на гору была радость пророкам и апостолам. Радовались пророки, увидев Его человечество, которого не знали, радовались апостолы, увидев славу Его Божества, которого не разумели…».
Ответив на эти вопросы, становится понятно, что Преображение — это еще и призыв к осмыслению жизни, к изменению себя, к святости как высшей жизненной цели.
В подтверждении этих слов вспомним проповедь святителя Луки Крымского:
«…Господь, открывая нам путь к Богочеловечеству, дал при этом и возможность светиться светом небесным, таким светом, как светилось все Его тело в сей великий день на горе Фаворской. О как это важно, как это велико, как это вожделенно! Если можем светиться светом духовным, светом божественным, неужели не приложим всех наших стараний, чтобы стать достойными этого?! Праведники в Царстве Небесном будут сиять небесным светом, если окажутся достойными. Праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их. Так сказал Сам Господь наш Иисус Христос.
А теперь, пока живем мы в теле земном, надо помнить то, что сказал Господь: Еще мало время свет в вас есть: ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет (Ин. 12, 35).
«Веруйте во свет: да сынове света будете».
Воспевайте в сердцах ваших ту песнь, которую так часто слышите вы в нынешний день: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».